+7(812) 775 05 05 Санкт-Петербург
+7(391) 269 69 88 Красноярск
Самолетное питание или лекции по здоровому образу жизни?

Самолетное питание или лекции по здоровому образу жизни?

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Очередная реформа в сфере образования по традиции спровоцировала очередной скандал. Едва утихли страсти по ЕГЭ и обязательным предметам, как власть имущие принялись за активное внедрение очередного нововведения.
На сей раз, чиновники решили покуситься насвятая святых - школьную систему питания. Вместо привычных свежеприготовленных супов, котлет, каш и компотов, подрастающее поколение решили кормить «самолетной» едой. Готовую еду охлаждают, расфасовывают по контейнерам и развозят по школам. Поварам остается только разогреть полуфабрикаты.

Первыми на нововведение отреагировали родители, их мнения разделились. Первые открыто заявили, что ни на шаг не подпустят своих детей к школьной столовой, пока в нее не вернут советскую систему питания. «Пусть лучше носят с собой термосы и бутерброды, чем есть сто раз разогрето-перегретое месиво» - заявляют они. Хотя те же родители соглашаются, что в свое время им не всегда нравилось «столовское» меню: холодная каша, сваренные до синевы куриные яйца, и т.д. Однако, при всем этом – питание в советских школьных столовых было свежеприготовленным, полезным, разнообразным и сбалансированным.

Вторая часть родителей выступила за нововведение, так как их детям школьная еда советского образца не нравится. Что самое интересное, согласно соцопросу, более 70% учеников отказываются от горячего питания не потому, что оно невкусное, а потому что оно не такое «как дома» и не такое «как у мамы». Так, 39% опрошенных предпочитают питаться пельменями, 17% жареной картошкой, 16% - сладостями. Получается, что отказ школьников от правильного питания спровоцировали ленивые родители (а не повара), которые вместо салата, борща и тушеной печени с гречкой, предпочитают кормить своё чадо пельменями, макаронами, сосисками, варениками и т.д.

На фоне противостояния родителей не слишком оптимистично выглядят данные экспертов. Сегодня каждый десятый школьник недоедает, в его рационе не хватает или полностью отсутствуют кисломолочные продукты, овощи, фрукты, рыба. Самое большое отставание идет по животным белкам (мясу), вследствие чего растет утомляемость, ухудшается успеваемость и память. А вот жиров в рационе современных детей с избытком, порою их больше допустимой нормы в несколько раз. По данным Минздравсоцразвития, сегодня два школьника из десяти страдают болезнями нервной системы, три из десяти имеют язву желудка или другие болезни органов пищеварения, столько же - болезни органов дыхания. У каждого шестого - проблемы органов мочеполовой системы. Каждый третий мальчик отстает от нормы в половом созревании, а 40% ребят из-за проблем с репродуктивным здоровьем могут вообще никогда не завести собственных детей. Кроме того, 67% школьников имеют нарушение дыхания (дышат через рот), 61% - нарушение глотания, 24% - жевания, 15% - речи. Из-за дыхания ртом дети без конца болеют ОРЗ и ОРВИ.

На мой взгляд, назвать сложившуюся сегодня ситуацию критической – это просто сгладить краски! Я уверен, что ситуация со здоровьем школьников катастрофическая! Еще пару десятков лет в таком темпе и в России будущего будут жить одни инвалиды. Но что стало причиной повального ухудшения здоровья наших детей? Кто виноват, что сегодня наши дети постоянно болеют (причем, вне зависимости от социального статуса)? Это раньше к участковому аллергологу обращались пару раз в месяц, сегодня к нему выстраиваются огромные очереди каждый день. Первое знакомство с гастроэнтерологом и кардиологом люди моего поколения заводили в возрасте далеко за 30, сегодня к ним на прием идут дети и подростки. Кому предъявлять претензии? Как всегда к властям? Или к самому себе?

Я уверен, что найти виновного в этой ситуации невозможно, потому что виноваты все мы вместе взятые. Да, да не удивляйтесь! Согласен, проще всего свалить всю ответственность на власть (как мы чаще всего и делаем) и, посыпая голову пеплом, причитать о своей тяжелой судьбе. Но, увы, это не тот случай! Не верите? А давайте тогда разбираться вместе.

Итак, в советские времена бесплатное питание в школах было обязательным. Все дети, без исключения, получали горячие завтраки и обеды. Говорить об их качестве сложно, кому-то с поварами повезло больше, кому-то меньше. Сменившийся государственный строй принес изменения в сфере питания школьников. Теперь горячее питание положено только ученикам 1-4 классов, инвалидам и детям из малообеспеченных семей. Также чиновники решили бороться с недобросовестными поварами, которые тащат с кухни продукты, а из остатков готовят еду «на выброс». Им на смену должно прийти «самолетное питание». Идея вроде бы неплохая, только вот польза от такого питания для здоровья ребенка минимальная. Да и вкус, надо полагать, у такой еды будет хромать, а значит, дети снова будут отказываться.

Теперь другая сторона – домашнее воспитание. Не секрет, все наши пищевые привычки формируются под воздействием домашней еды, а значит, ребенку будет вкусно то, что варят мама или бабушка. Отлично, если в доме есть кулинарные спецы, которые не только умеют готовить, но еще и разбираются в продуктах, их пользе и сочетаемости. Увы, но таких людей меньшинство, большинство предпочитает магазинные полуфабрикаты и фастфуд.

Так что же делать? Как нам сохранить здоровье подрастающего поколения и собственное будущее? Увы, одной лишь реформой школьного питания ситуацию не исправишь. Необходим целый комплекс мер, которые затронут не только горячие завтраки, но и культуру питания в семье. По хорошему, в каждой школе должен работать диетолог, который вместе с поварами будет составлять меню, и контролировать (!!!!) процесс приготовления пищи. Надо постараться сделать так, чтобы школьная еда была ребенку и интересна, и полезна, и сытна. К примеру, вы видели, что подают, а главное как сервируют, завтраки и обеды в японских школах? Это же настоящее произведение искусств. Я понимаю, что чувство прекрасного дано не всем, но украсить кашу фруктами, мясо зеленью, нарезать красиво овощи (а не «в кашу») способен любой человек. Поверьте, ребенку гораздо приятнее и вкуснее есть ту же пшенную кашу из желто-оранжевой миски необычной формы, чем из стандартной серой тарелки с отбитыми краями.

Школьному диетологу необходимо регулярно присутствовать на родительских собраниях и рассказывать мамам и папам о принципах здорового питания. Согласен, многие воспримут лекцию диетолога в штыки, дескать, мы уже не маленькие и нечего нас учить. Но, если такие лекции станут регулярными, многие родители прислушаются и начнут со временем правильно питаться. В школах и их окрестностях не должны присутствовать торговые точки со сладостями – об этом говорилось немало и сегодня кое-где автоматы по продаже снеков убрали – это замечательно. Но одними ограничениями и запретами успеха не добьешься, надо с малых лет учить наших детей правильно питаться. И школьные диетологи, и сами родители должны рассказывать подрастающему поколению о пользе и вреде продуктов, заметьте, рассказывать, а не запрещать. И если человеку с малых лет привить культуру правильного питания, о будущем его и его детей беспокоиться не придется!